максим писал(а):
Как я писал давно,в Петропавловске-Камчатском показали режиссерскую версию фильма, даже слишком по нынешним временам с скрытым подтекстом
Максим, ты прав. Фильм действительно переделывали.
Когда мне было двенадцать лет, мы с родителями жили в Анадыре (в "Анал-дыре", шутили они, но тогда я не понимал этого юмора). Там я в первый раз посмотрел фильм и он мне очень понравился. Но потом, когда мы переехали обратно в Москву, на летних каникулах я посмотрел фильм снова и понял, что он совсем-совсем другой! Вроде и актёры те же, и события те же, но многого не хватает, да и вообще фильм сделался короче на одну серию!
Сейчас, когда столько лет прошло, я не смог сразу вспомнить, в чём же состояли отличия московской версии от изначальной, чукотской. Но я сварил настойку из пейотля по рецепту Дона Хуана и восстановил сбойные сектора своей памяти. И вот что мне открылось...
В первой серии, в Институте времени действительно были стеклянные витрины с Гитлером, Черчиллем, Трумэном, Сталиным и Берией. А ещё там была большая чёрная плита, и в ней как будто барельеф какого-то мужика, в неё как бы вмороженного. После культурной пьянки Полина на нетвёрдых ногах подошла к плите, нажала на какие-то кнопочки, и замороженный мужик выпал из плиты прям на неё.
В конце первой серии Вертер действительно косил траву и ругал начальника, но начальник был по самую шею закопан в землю, только голова торчала, как у Саида в "Белом солнце пустыни". Вертер траву-то косил неумело, но когда до начальниковой головы дошёл, так ловко взмахнул косой, что голова отделилась от тела и полетела в кусты, крутясь и разбрызгивая спирали кровавых капель. А из обрубка шеи брызгали фонтанчики крови в такт ещё работавшему сердцу, и Вертер бросил косу, присел над этими фонтанчиками и начал размазывать кровь по своему комбинезону и трогать себя за разные места.
Из второй серии вырезали сцену в космопорту, когда после убийства желтокомбинезонных сотрудников пираты, приняв их облик, волокут трупы за ноги по коридору и скармливают их мусороуборочному роботу прямо в пасть с вращающимися острозубыми шнеками.
И я точно помню, что троллейбус конкретно сбивал Алису, она отлетала от удара на асфальт и потом троллейбус ещё проезжал по ней передним колесом! Наверное, это был реальный несчастный случай на съёмках. Типа, тормоза отказали. В режиссёрской версии его оставили, а из телеверсии убрали, вставив другой дубль, обычный.
В третьей серии значительно сократили эпизод побега из больницы под дождём. В анадырской версии Алиса с Юлькой полчаса бегали по Москве насквозь промокшие в пижамках, облепивших их тела. Это со всевозможных ракурсов показывали крупным планом. А ещё совершенно точно вырезали сцену с совместным купанием Алисы и Юльки в ванне, когда они уже домой пришли. Девочки дурачились и брызгались друг на друга, но всё было в густой пене...
Когда пират под видом первоклассницы приходил к юлиной бабушке спросить Алису, то он говорил не "Ну, мымра старая, ты ещё пожалеешь!", а "Старая тварь, я вырву твоё сердце и съем у тебя на глазах!". И становилось понятно, почему бабушке дали охрану в виде милиционера с собакой. Ей бы не дали никакой охраны в случае "мымры старой", ведь, по сути дела, она ею де-факто и являлась. А когда пираты снова пришли и увидели дремлющего на лестничной площадке милиционера со свирепым кинологическим псом, то Крыс превратился в течную суку и увёл пса за собой во двор, где и откусил ему голову, превратившись в крокодила (крокодил, кстати, был тот же резиновый, что и во второй серии в Космозоо). А спящего милиционера задушил голыми руками Весельчак, и крупным планом показывали, как милиционер ногами в форменных ботинках сучит по полу. Но всё равно в тот приход пираты никого дома у Юльки не застали.
Одну серию в чукотской версии вырезали полностью. Ты прав, был в фильме шахматный турнир, где Алиса выиграла у гроссмейстера. Она вначале не хотела выделяться, но сильно разозлилась, когда гроссмейстер сел за её стол и начал под ним поглаживать своей ногой алисину. Алиса поставила ему мат в три хода, а потом собрала съеденные фигуры и швырнула гроссмейстеру в лицо. Ух, и хороша была Наташа в этой сцене! И был ещё волейбольный матч (его тоже снимали в Адлере), после которого девочки пошли в душ и все мылись и хвалили Алису, и тёрли друг другу спинки, но сквозь пар было плохо видно, вот досада!
Завершалась вырезанная серия эпизодом с киносъёмками, где Крыс играл Наполеона. Его там партизаны Дениса Давыдова хотели взорвать самодельным взрывным устройством, спрятанным в большом медном самоваре, но что-то у них не срослось. Порох отсырел или фитиль потух. А в московской версии фильма остался только самовар, купленный Весельчаком на проспекте Калинина.
А вот с эпизодом, где пират в облике учительницы английского на уроке душит Алису, ты чуток ошибся. Этот эпизод не вырезали, а просто заменили другим дублем. В изначальной версии пират слишком уж сильно сдавил горло, и Алиса хрипела: "Пусти, дура, дышать нечем!". Конечно, озвучено это не было, но по губам Алисы можно было прочитать, если смотреть внимательно.
В последней серии не сократили, а полностью заменили эпизод с пытками Коли. Я точно помню, что он сидел совершенно голый, привязанный к стулу, в сиденье которого Крыс заранее вырезал дыру. А Весельчак раскручивал канат с узлом на свободном конце, и этим узлом бил Колю снизу стула. Коля кричал, конечно, очень сильно.
И песню не просто ускорили, а вообще заменили! Она в чукотской версии даже и не по-русски пелась, а вроде бы как на латыни. Помню слова: "Мирабиле футурум! Не эсто михи дурум..." Дальше не помню. Школьники с Мартой Эрастовной, оставшиеся в подвале, стояли на коленях, плакали и протягивали руки к уходящей в белый прямоугольник двери Алисе...
Вот такую версию фильма я видел в Анадыре в 1985 году. И зачем, спрашивается, было всё менять для остальной страны? Очевидно, какие-то твердолобые ретрограды на худсовете Гостелерадио зарубили оригинальные режиссёрские находки. Как же много мы все потеряли, лишившись оригинальной версии фильма!