Ой, какую интересную дискуссию я прозевал!
Дискуссия естественным образом распалась на две веточки: хронобезопасную - есть ли деньги в том мире, куда поместил свою героиню Кир Булычёв, и нехронобезопасную - есть ли деньги в нашем будущем, принимая (или не принимая) как факт существование в нём прототипа Алисы Игоревны.
По первой веточке, благодаря первоисточникам, ответ очевиден: то они там есть, то их там нет
Булычёв никогда не стремился сделать литературный мир, в который он помещает Алису, сколько-нибудь непротиворечивым. Между произведениями об Алисе (и даже внутри их) масса нестыковок.
Впрочем, суждение маленькой Алисы из "Путешествия" могло быть связано с тем, что она просто ещё не встречалась с деньгами. В пользу этого говорит существование пиратства и другой преступности с целью обогащения, в том числе (местами) и на Земле. Вместе с тем Булычёв в своём онлайн-интервью категорически утверждает: "коммунистических убеждений я сроду не имел".
Остановлюсь на второй веточке, более интересной.
На этот случай предлагаю ряд тезисов, каждый из которых может быть предметом критики.
1) Люди - разные, и это хорошо.
2) Раз люди разные, они могут по-разному относиться к факту существования денег.
3) Раз среди людей есть люди, считающие деньги полезными, а их существование - желательным, было бы насилием лишить их любимой игрушки.
4) Сфера действия насилия в будущем сокращена до разумного минимума, диктуемого крайней, непреодолимой необходимостью.
Вывод, кажется, ясен: деньги там (как минимум) непременно есть, но сфера их обращения запросто может не затрагивать судьбы миллиардов людей, которые запросто могут прожить всю жизнь, ни разу с ними не сталкиваясь (возможность этого поясню ниже). Сфера обращения денег, тем не менее, существует, порождает (внутри себя) криминал и неравенство, с которым по мере сил борются и те, кто вовлечён в денежное обращение, и те, кто обходится без него. Кстати, вне сферы обращения денег от неравенства тоже никто не застрахован (кто бы мне объяснил, что такое равенство применительно к людям, а не к треугольникам).
Теперь ещё один важный вопрос: а может ли вообще существовать некое экономически развитое сообщество, не пользующееся деньгами? Теоретически строгий ответ на этот вопрос звучит так: при некоторых (невыполнимых сегодня) обстоятельствах это возможно. Можно даже указать условия, при которых такое общество будет эффективно. Например, когда издержки, прямо и косвенно обусловливаемые финансовой сферой (издержки обращения, издержки права собственности, юристы, преступность с целью обогащения и т.п.) превышают издержки, связанные с согласованием интересов участников экономической деятельности в отсутствие финансовой системы - например, посредством очередей или в результате эволюционного сокращения времени на потребление материальных благ в пользу информационных при очень высокой производительности труда (роботы) и дешёвой энергии из каких-нибудь новых источников.
При таких обстоятельствах экономика без денег выигрывает конкурентную борьбу у капиталистической экономики. Но мечтать о том, что требуемые для этого условия будут выполняться для всех видов экономической деятельности и всех систем интересов её участников, как мне кажется, опрометчиво - прежде всего вследствие тезиса 1.
Командор писал(а):
И куда только хронобезопасность смотрит?
Хронобезопасность внимательно следит за динамикой цен на нефть в начале XXI века