КЛ писал(а):
В том то и дело, что скорее всего бесплодный, если ставить вопрос таким образом: возможен ли вечный мир, всеобщее равенство и как это должно быть?
Наверное, такие постановки тоже возможны, но, конечно, в позитивном, а не нормативном, плане. Тем более что они выводят на важные проблемы взаимопонимания, то есть лингвистики: что есть мир, что есть равенство; и на этические: мир - то ли это, чего мы хотим? равенство - не ложная ли это цель? и т.п.
Другой вопрос - каким (и почему) будет (вероятно) 2084 г. Какие конструктивные и деструктивные причины определят его лицо. Какие есть резервы решения существующих проблем и с какими новыми вызовами столкнётся человечество.
КЛ писал(а):
Абсолютно идеальных обществ нет не было и не будет.
Разумеется. Но тут ведь вот какое дело: ни мир Ефремова, ни мир Алисы (а уж тем более не мир Булычёва, который, понятное дело, не тождественен миру Алисы) ни в каком отношении не являются идеальными. У Ефремова есть, как минимум, проблемы раздельного проживания, монизма, неустойчивости к угрозам со стороны семейных ценностей, "быков" и т.п.; в мире Алисы есть полный набор проблем сосуществования. Не является идеальным и полис, управляемый моими тёзками из далёкого прошлого - Стражами
Рассел довольно убедительно (для меня) доказывает, что платоновский полис не может породить высокую культуру (в конце концов, сам Платон - афинянин, а не спартанец, и вырос в обществе, жившем по законам демократии, а не Ликурга), но ему, скорее всего, будет сопуствовать успех в военных начинаниях. Разбирая эту линию далее, приходим к тому, что мир Ефремова, если оставить в стороне очевидные различия (не исключено, например, что уровень развития производительных сил может быть причиной, преодолевающий дефицит созидательного начала в обществах платоновского типа), даже ближе к обществу платоновского полиса, чем доефремовская утопия, известная под названием "научный коммунизм"
. Он не идеален даже в мягкой местной трактовке - не то что в строгой платоновской, и, как мне кажется, сам Ефремов сильно удивился бы, если бы ему сказали, что созданный им мир идеален. Было бы правильнее полагать этот мир адекватным тем предпосылкам, в которые Ефремов, опираясь на свой опыт и на опыт уважаемых им людей, верил.
Дело, таким образом, не в идеалах, а в том, чтобы осознать вызовы Грядущего и встретить их во всеоружии. Не растеряться перед ними, а найти способ использовать возникающие обстоятельства так, чтобы выйти из них цивилизацией более высокой и мудрой, чем вошли.