Возвращаясь к теме ГиП. Посмотрел я тут на него повнимательнее, и вот вот о чем подумал. Народ высказывает претензии к слогу, к стилю. Если исключить совсем уж явные ляпы, то в целом написано неплохо. А господа критики, по большей части, понятия не имеют, что такое стиль и что значит над ним работать
На разных форумах я неоднократно встречался с подобного рода критикой в адрес даже маститых фантастов. Причем кто критикует? Обычный, что называется, массовый читатель. И критикует по причинам, на самом деле далеким от технического качества произведения, придираться к которому может лишь читатель профессиональный, которого не волнуют герои и действие, а интересует только слог, стиль, динамика, идея и другие технические моменты.
Массовый же читатель набрасывается на автора с упреками в плохом стиле просто потому, что придраться к стилю намного проще, чем ко всему остальному. Если бы читателя захватила идея книги, развитие сюжета и эволюция внутреннего мира героев, на стиль никто не обратил бы внимания. А вот когда хромает динамика действия, произведение не содержит интересной идеи, а герои плоски и предсказуемы - тогда и взгляд начинает спотыкаться на кривовато построенных фразах и наспех слепленных диалогах. Потому что больше ему остановиться не на чем.
Никто не обращал внимание, как происходит процесс чтения действительно захватывающей книги? Читая, вы не смотрите на предложения, на описания, на диалоги. Вы их попросту не видите. Вы живете в мире образов, нарисованных вашим воображением. И каждая новая строчка просто создает пищу для него.
Претензии к стилю начинаются, когда эта пища невкусна и вязнет на зубах. Когда автор начинает пережевывать одно и то же на протяжении нескольких десятков страниц, будь то глаза Алисы или внутренние метания одного из героев. В произведении должно происходить и еще что-то, должна быть смена декораций, должны быть конфликты...
А что мы видим у Крутских? Неплохое начало, вполне в духе Булычева. Описание героев, общей ситуации. Обычная экспозиция. В какой-то момент пора бы переходить и к действию. Но действие начинается только через сто страниц - т.е ровно в середине! А до этого мы видим только бесконечные отвлечения на переживания героев, на экскурсы в прошлое, и на навязшие в зубах глаза
Вообще говоря, к середине произведения уже должна быть готова почва для развязки основного конфликта, должен быть создан сам конфликт. Должно быть всё готово для перехода к точке наивысшего напряжения... А у Крутских этого нет.
На мой взгляд, у него нет очень многого из того, что делает произведение интересных. У него нет, в первую очередь, внятной идеи. Идеи, которая вплеталась бы белой ниткой в кружево сюжета, начиная с самой первой фразы.
И не надо говорить, что идея в том, что добравшиеся своим ходом в будущее герои встречаются с Алисой. Или что благодаря ей они стали такими известными, хорошими и добрыми. Это не идея. Это вехи сюжета. А идея - это финальный, логический вывод из произведения. Почти мораль, но не совсем. Кто-нибудь может сказать, в чем идея "Гостей из прошлого"? Я не смог...
Кроме того, напрягает общая предсказуемость. Экспозиция еще интересна, потому что пока непонятно, какой конфликт ждет героев, что их кинет в котел действия, что столкнет и перемешает друг с другом. А через несколько страниц, когда появляются эти космические гопники, читатель видит - ну вот, всё, прощай интерес и сюжет! Здравствуй, комикс! Вот отрицательный герой, которого в финале замочат, после чего восторжествует справедливость и мир. И действительно, гопников замочили. Но почему-то откинул коньки и один из главных героев. Почему, спрашивается? Нет, вероятность такого исхода существовала, всё-таки старый человек. А вот какова его сюжетная ценность? Да еще с точки зрения раскрытия основной идеи текста? Получается-то некрасиво. Добро победило зло, но устало и тоже приказало долго жить. Где кульминация, где развязка? Да где угодно, но только не в том месте, когда гопники исчезают. Где развязка? Тоже где угодно, но не там, где дед Коля помирает. А все потому, что и кульминация, и развязка должны доказывать идею произведения. Если идеи нет, то и доказывать нечего.
Вообще, столкновение с отрицательным героем/героями - самый простой, пограничный случай внешнего конфликта в произведении. Но должны же быть и внутренние конфликты! Перед каждым из главных героев, если их несколько, должна стоять собственная дилемма. Каждый из героев должен сделать какой-то выбор. Любить или не любить, предать или не предать, бросить или не бросить - выбор должен быть нелегким. А этого нет
И еще вот что. Лично я так и не понял, на какую аудиторию ориентировался автор. В этом топике уже поднимался такой вопрос. В самом деле, на кого расчитаны "ГиП"? На детей - целевую аудиторию Булычева? Берут сомнения... Детям будут непонятны акценты на глазах и многие другие моменты. На алисо/наташеманов? Пожалуй. Тогда и глаза пришлись бы кстати

Но куда в таком случае деть упрощенную манеру повествования? Алисоманистому народу уже сильно больше двенадцати лет

Я не говорю уже о читателе постороннем, малознакомом с темой. Например, для меня такой читатель выглядит примерно так: ему около 30 лет, в детстве он, как и все, смотрел ГИБ, плакал над хладным телом Вертера и перся с Алисы, но при этом книг Булычева почти не читал. А детское увлечение впоследствии было почти забыто. Так вот, для такого читателя в тексте нет ВООБЩЕ НИЧЕГО ИНТЕРЕСНОГО. От первой до последней буквы.
В силу вышеназванных причин я не могу согласиться с тем, что существуют резервы для дальнейшей работы над "Гостями из прошлого". Слог местами можно улучшить, но это ничего не изменит. Просто глаз перестанет слишком уж явно спотыкаться на корявостях. Добавление же идеи, внутренних конфликтов героев, и общее улучшение сюжета превратит "ГиП" в нечто совершенно другое. Т.е написать что-то новое на основе имеющегося будет можно, а улучшить старое, к сожалению, нет. Такой вот вывод.