Микк писал(а):
А что, бывает по-другому?
Не бывает. Но "шестерёнки" везде разные. У нас здесь одни - у них там другие.
Микк писал(а):
а дефицит планетарного топлива не упомянут - возможно потому, что его (дефицита) просто нет. И планетолеты просто летают.
…
Что мы знаем о стоимости космических перевозок в мире Ефремова?
Мне это не кажется возможным, и вот почему. Если б так и было, то трудно было бы объяснить чем-то отличным от мазохизма или адреналиновой наркомании добычу титана на Земле живыми людьми в условиях, заставляющих вспомнить "Комедию" Данте.
Микк писал(а):
Т.е. начиналось это как добровольный шаг; если бы это было аналогично земным порядкам, это было бы отмечено, не так ли? Однако выяснение древних корней принудительной эвтаназии не изменило ничего.
Я не вижу здесь аналогии земным порядкам. Всё равно что сравнивать Есенина с Гастелло - мол, в обоих случаях добровольный шаг
Микк писал(а):
Упомянута гибель детей в ходе "выпускных экзаменов"?
Нет; и не представляю себе такого, чтоб она могла быть упомянута. Зато:
Ефремов писал(а):
Если юноша справлялся с подвигами, то считался достойным приступить к высшей ступени образования.
А если не справлялся? Что-то я не припомню в мире ЭВК не приступивших к высшей ступени образования… Возможны, конечно, повторные попытки, но можно ли ими объяснить всё?
Ефремов писал(а):
Но Мвен Мас уже овладел собой. В юности в его подвигах Геркулеса были более серьезные схватки с не связанными человеческим законом врагами. Он припомнил все, чему его учили для битвы врукопашную с опасными животными.
Врукопашную. С опасными животными. Опа!
Микк писал(а):
Гым, но это - основная догма коммунизма, не так ли?
Останется куча других догматических систем. Ефремов слишком многое отверг в коммунизме и слишком многое добавил в коммунизм, чтобы допустить, что его выбор в пользу коммунизма не был осознанным.
Микк писал(а):
Возможно, это просто продолжение эмансипации?
У меня нет причин отклонять этот вариант. Некоторые институты складываются случайно либо переживают вызвавшие их причины. Так, например, обстоит дело с обязательностью одежды в нашем времени. Но нет причин отклонить и моё собственное мнение - тем паче, что Ефремов всячески подчёркивает: мол, описываемое им общество устроено разумно, рационально, освобождено от всевозможных пут и условностей. Из него изгнано всё то, что не служит напрямую человеку.
Микк писал(а):
Гым, занятость женщины киндером и кухней в последние века снижается, вопреки многовековому опыту.
Однако мне не кажется возможным экстраполировать эту тенденцию (вполне объективную) до ситуации, когда женщины с детьми не живут среди эмансипированных женщин, а отправляются на Яву к другим таким же. Мне кажется, что это две разные тенденции, хотя некоторые их корни общие.
Попробую вот как пояснить эту мысль. Ваш пример насчёт дефекации, если принять его в качестве аналога (в каком-то смысле) ситуации с Островом Матерей, должен был бы привести к тому, что в ЭВК существует остров для тех, кто… в общем, ясно. Мне в это слабо верится; если Вам в это тоже слабо верится, то, значит, аналогия между Островом Матерей и социальными нормами дефекации сомнительна.
Микк писал(а):
Это Гай-до имеется в виду?
Ну да. Как вариант
С доводом о возможной миниатюризации техники, в том числе космической, я согласен, если он приводится вкупе с предположением о подходящей для этой цели физике. Известные нам физические законы допускают компьютер размером с муху или даже с блоху - собственно, блоха и является таким компьютером
. Но известные нам физические законы не допускают, что космический корабль, способный поднять человека на орбиту, может весить менее десятков тонн. Чтобы это изменить, нужно открыть новые законы (если они вообще существуют в природе).
Определяющей чертой миров Ефремова стал принцип минимизации домысливания будущих открытий, необходимых для сюжета. Учитывая это обстоятельство, мне трудно представить компактный и дешёвый планетолёт в этих мирах.
Вереск писал(а):
Потому что её и не может быть.
Ну, мне кажется, Ефремову виднее. Он может заблуждаться относительно реального мира, но он не может заблуждаться относительно мира, который он сам придумал. Вопрос можно ставить лишь так: чем отличается этот мир от нашего, раз в нём наблюдается то-то и то-то?
Вереск писал(а):
А надо ли выстаивать?
Такая постановка вопроса кажется мне контрпродуктивной. А надо ли Солнцу утром всходить, а вечером заходить?
Реальность такова, что выстаивают. Реальность такова, что всходит и заходит. Вот и всё.
Вереск писал(а):
Нет никакой необходимости вообще. Не то что суровой.
Вы снова путаете фантастический мир и реальный, на чём я Вас уже неоднократно ловил. Мы с Mikk'ом обсуждаем мир Ефремова. Он фантастический. Вы обсуждаете реальный мир. К нему выводы относительно мира Ефремова могут и не иметь отношения.
Вереск писал(а):
Настолько вред, что пропаганда этих разлучений сводит на нет чуть ли не всю гигантскую пользу от книг Ефремова.
Ефремов ничего не пропагандирует. Смешно пропагандировать в XX веке то, что может стать приемлемым в XL веке, а может и не стать, но уж во всяком случае, причём со всей очевидностью, не приемлемо в XX веке.