Здравствуйте.
Совершенно случайно я нашел этот сайт. Посмотрел, прочитал раздел «Творчество», размышления участников форума, поразгадывал тесты, оказавшись «продвинутым алисоманом», посмеялся над конкретно разобранными ляпами, узнал о смерти Алеши Фомкина – как жалко парня… Посмотрел версии и прогнозы о будущем типа «мир Алисы – это мир после третьей мировой» и «таких, как Алиса, пока ещё держат в сумасшедших домах» и т.п. Решил написать и сам.
Здесь много говорили: фильм возвращает в детство… в наше советское, по-своему сложное, но удивительно светлое время – да. Но ведь не только. Есть много и других замечательных фильмов той поры (к сожалению, не могу назвать ничего из новых), о которых можно сказать то же самое: «они возвращают в детство» - «Приключения Электроника» и «Каникулы Петрова и Васечкина», «Буратино» и «Остров сокровищ» - что, не возвращают? А ведь кроме этого в «Гостье из будущего» есть то, чего в этих прекрасных фильмах нет. Кто-то сказал в форуме: «Этот фильм уникален. Таких больше нет и никогда не будет!» Ну насчет «не будет» - не стоит, надеюсь, так уж мрачно. Но в этом фильме есть (при всех его ляпах, но многие из них я сам кстати, в детстве не замечал – черно-белый «Рекорд» показывал неважно, а на некоторые нестыковки просто не обращал внимания) – в нем есть… какое-то пронзительное откровение. Что-то такое, будто рано утром открываешь окно в сад, в котором под цветущими вишнями на траве блестит роса, просыпаются тюльпаны и солнце сверкает сквозь усеянные цветами кроны. Это не просто возвращение в детство, это какой-то другой уровень, но это и не то, о чем говорит человеку религия; это не небесное, не потустороннее, это земное. Фильм словно поднимает завесу над тем будущим, каким оно может и должно быть для человечества. Каким оно, не смотря ни на что, ещё может быть. Смотрите, как многое мы забываем и как ко многому привыкаем. Мечты, фантазии о светлом будущем отброшены. «Светлое будущее человечества» - смешно! Само собой разумеющимся считается, что если «им» хорошо, «нам» будет плохо и наоборот, что все не могут быть счастливы, а кого-то и вовсе надо мочить в сортире – и тут не поспоришь, действительно, надо, и счастливы все быть не могут. Мы привыкли смотреть на грязных бомжей на улицах и не отворачиваться от мелькающих на экранах телевизора страшных кадров. Мы боремся с конкурентами, стараясь не думать, – да не то что стараясь, просто не думая, - о том, что может быть, вырвав своей компании заказ, мы лишим кого-то куска хлеба. Мы привыкаем к идейкам «Последнего героя» - работают все вместе, а получает один. Пришел ХХI век. Мы сидим в офисах, мы стоим у станков, мы шагаем в строю – для чего? Что у нас впереди? У нас, у человечества? Мы верим, что впереди Апокалипсис. Нам говорят, а мы верим… А «человечество» - мы уже не думаем такими категориями… Так что там, в будущем – потрясающе светлый образ Алисы или судья Дредд среди радиоактивной пустыни, озабоченные джедаи среди притонов Корусанда или Робокоп в трущобах Детройта?
А ведь именно сквозь сумрак тяжелой (да, если вдуматься, и тяжелой и кровавой) советской эпохи блеснула искра, квинтэссенцией которой и был, как мне кажется, в том числе и этот фильм. Просто, по-детски, пусть и с ляпами, нам показали то будущее, которого человечество достойно и которого оно ещё может достигнуть. Но фильм заканчивается, и остается каждый раз ноющее чувство грусти – такое, какого не бывает после других фильмов. Всегда. Может быть потому, что мы этого будущего не увидим, как не увидел его Алеша Фомкин. Но хотелось бы сделать что-то для того, чтобы оно, это будущее, было.
Алексей,
Atos@rambler.ru