Что ж, вот тема - так тема! Давайте поговорим. Отчего же нет? Тем более, что давно были такие мысли. Обсудим, осудим и перевернем страницу. И раздел вроде бы подходящий: творчество поклонников фильма и не только. Вот об этом "не только" речь и пойдет. Хотя немного не по себе становится, когда в эту категорию попадает и творчество Кира Булычева. А точнее, его постсоветское творчество. Если еще более конкретно, то повести и рассказы из цикла под условным названием "Алиса".
Поговорить же хотелось бы вот о чем. Наверное, многие читали оффлайн-интервью писателя, в котором он отвечал на вопрос о том, может ли повзрослеть Алиса. Многим памятен и ответ, который теперь цитируют в интернете. Булычев ответил, что Алиса повзрослеть не может, потому что она - маска, нестареющий герой. Представлять, а уж тем более описывать повзрослевшую Алису - всё равно что описывать взрослого Буратино. Или сорокалетнего Гарри Поттера (это уже отменятина, в смысле, полет уже моей фантазии). Ответив так, Булычев ясно выразил свою позицию: Алиса взрослеть не может, и взрослеть не будет. Всем ясно? Все поняли? Идем дальше.
Давайте разберем эволюцию этого самого цикла произведений под условным названием "Алиса". Разберем с нашей позиции - позиции детей 70-х - 80-х, выросших на творчестве Булычева. Потом были и другие писатели, другая, более серъезная литература, но все-таки те повести и рассказы о приключениях девочки из будущего, навсегда поселились в душе. А кто помнит, что больше всего нравилось в тех книжках? Кроме самой Алисы, разумеется?:) Лично мне нравился мир будущего. Мир бесплатного мороженого, космических кораблей, летающих пузырей-флипов. Мир без преступности, не считая внеземной, олицетворяемой космическими пиратами. Мир, где можно спокойно гулять ночью по улицам, не всматриваясь в густую тень в поисках опасности. Мир, где с человеком на всей планете не может произойти ничего плохого, кроме уж совсем банальных несчастных случаев. Вы помните эту фразу? "Только не на Земле, и не в конце 21 века". Я ее очень хорошо помню...
Соотвественно, и герои попадали в ситуации, в которых зло олицетворялось или сказочными существами, или пришельцами с других, более отсталых планет. Но никогда или почти никогда речь не шла о преступлениях, совершаемых самими людьми.
Время шло, советская эпоха кончилась. Началась перестройка, а за ней смутное время девяностых. Удивительно, но произошедшие в стране изменения сказались и на творчестве всеми нами любимого писателя.
Мир, в котором вдруг очутились знакомые герои, претерпел разительные изменения. В нем внезапно появились деньги. А с ними - супермаркеты, казино, роскошные отели. Герои стали бороться не с абстрактными сказочными силами зла, а со вполне реальными наркодельцами. Появился ИнтерГПол, в круг служебных интересов которого стали входить не только космические, но и вполне земные преступники. Появились агенты ИнтерГПола - дети своего мира и общества, их породившего. Да, я о Коре Орват - бывшем детдомовце.
Так и хочется воскликнуть: Игорь Всеволодович, опомнитесь, остановитесь! Вы же предаете собственный мир! Мир светлого будущего, построенного собственными руками! Вы предаете собственных героев! Вы предаете Алису - ту самую, на историях о приключениях которой выросло несколько поколений...
Игорь Всеволодович! Вы сказали: Алиса - маска, ей нельзя стареть. И вы сдержали свое слово. Алиса не постарела. Но почему же тогда постарел её мир?! Почему он из светлого, детского превратился в мир подонков и преступников? Дельцов всех видов, хозяев казино и отелей, наркоторговцев, беспринципных и циничных сыщиков? Где оно, то светлое будущее, о котором мечтали мы, дети 80-х? ....
Создается стойкое впечатление, что сначала Булычев писал об одном будущем, а потом о каком-то другом, параллельном. Как будто что-то щелкнуло...
Как после этого не начать размышлять о параллельных реальностях, и об их влиянии друг на друга? Ладно, пусть наша история перешла на альтернативные рельсы, и вместо торжества социалистических идей мы увидели засилие так называемой "рыночной экономики". Но почему поворот произошел и там? Интересно то, что у нас поворот происходил постепенно, в деталях, в эволюции, а там всё случилось вдруг: Алиса из светлой, безмятежной Москвы вдруг попала в Москву очень хорошо изображенную в нашумевшей флэшке "Гиб-2". Главными атрибутами которой стали рекламный слоган "Соси-Посасывай" и Излучатель Зла - сиречь Останкинская телебашня. В Москве альтернативного будущего теперь не бесплатное мороженое раздают в автоматах - нет! - теперь там космические наркотики продают в подворотнях...
Как же так получилось-то всё? Из-за чего произошли такие изменения в творчестве Булычева? Была ли это дань времени? Уступка издателям? Желание изобразить современным детям привычный им мир супермаркетов и казино? И наркоторговли? Как вообще такие книги можно давать читать детям? Чему они их научат? Прочитает ребенок такую книжку, и подумает: смотри-ка! И там в будущем есть наркотики, детские дома и преступность. Значит, это неискоренимо, это нормально, это - неизбежное зло, если уж за сто лет не сумели с ним справиться!
Не мне вас учить, Игорь Всеволодович, но мир будущего - как и Алиса - тоже маска. Он не должен был стареть... Представьте, я - ребенок 80-х, пойду в магазин с собственным чадом, и увижу там книжку про Алису. "Смотрите-ка! - воскликну, - Еще одна история о приключениях Алисы, девочки из прекрасного далека!" И куплю. А потом выяснится, что далеко-то уже не такое прекрасное, как раньше...
Страшно то, что всё это происхошло сейчас, среди разгула покемонов, Терминаторов, Бивисов-Баттхедов и прочей западной заразы. Даже вы поддались, Игорь Всеволодович!
Не стоит и говорить, что в позднем творчестве Булычев дошел до очевидных ляпов и парадоксов. И за примерами далеко ходить не надо. Берем неприятно поразивший "Излучатель доброты". Да-да,
это его он был чуть выше приведен в качестве примера. Находим место, где говорится о том, что люди на Земле научились не воевать друг с другом. А потом, в описании Золотого Треугольника - гнезда наркодельцов, вдруг видим слова о том, что армии трех стран пытались выжить преступников оттуда, и потерпели неудачу!
Вот и спрашивается, зачем армии, если люди не воюют друг с другом? Чтобы убедиться, достаточно просто развить мысль: есть армии - есть и генералы, есть и политики, а значит есть всё то, что мы имеем сейчас. Ведь чудес не бывает. Ах, да! Это же армии для защиты от космической агрессии. Но и этот аргумент не выдерживает критики. Конечно, эти книги писаны не для взрослых, но ведь и ребенок 10-12 лет вполне в состоянии задать такие или подобные вопросы.
Вот написал я всё это, и думаю: а зачем написал, для чего? Сейчас посыплются обвинения от апологетов или - что гораздо хуже - неофитов. Обвинения в попрании идеалов, в критике Мастера, или еще в чем, пострашнее...
Помнится, я даже где-то читал (в интервью с Олди, если не ошибаюсь), как писатель отвечал на критику со стороны фэнов. "Исписался! Выдохся! Предал идею!" Я допускаю, что мой опус тоже в чем-то сродни таким выкрикам. Наверное, если бы Игорь Всеволодович был бы жив, он бы сумел достойно ответить. Но и я не - фэн, и это - не критика. А лишь крик боли от того, что сказка выросла вместе с нами...
Последний раз редактировалось Cold_dog Пн, 09 окт 2006, 19:25, всего редактировалось 1 раз.
|