Понимание будущего у зрителя этого прекрасного произведения, - главная мысль, через которую надо рассматривать и образ главной героини, и саму картину, и ту временную дистанцию в 100 лет. Какое же это будущее?
Не будем забывать, что в те годы произведениям, а кино в первую очередь, задавали определенную идейную направленность, и она была далеко не во всем плохой. В частности, что касается влияния на зрителя ГиБ (а это в основном подрастающее поколение), то в этом государство того периода действовало вполне правильно. Будущее, к которому должны были стремиться тогда еще советские люди, было сформулировано в Манифесте КП Маркса и Энгельса ("коммунистическое общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"). Это если подводить, так сказать, научную базу. Но чтобы не показаться догматиком, каковым я не являюсь, все же надо перенести это понимание в современность.
Современный мир, - это мир технотронного диктата, глобальных технологий, мирового террора и жестокой постмодернистской бездуховности, закономерно скрываемой под "масс-культурой". На самом же деле это никакая не "масс-культура", и даже не антикультура (не контркультура), это уничтожение всякого понятия о культуре, а вместе с этим и всякой идеи о "светлом будущем" (в хорошем, а не в догматическом смысле).
Каждый человек, если он ставит приоритетным добродетель, а не наживу за счет других, стремится к самосовершенству и совершенству мира. Почему не только себя самого? Какая разница, казалось бы до всего мира? Но ведь человек добродетельный хочет жить не среди зверей, а среди таких же, как он - людей добродетельных, порядочных, не переступающих границу дозволенного, не нарушая прав других.
И в самом фильме мы видим, - в 2084 году, когда Коля Герасимов садится в "воздушное такси", то незнакомая девочка вежливо говорит ему "Здравствуйте". Ну представьте, чтобы это было в конце ХХ века, или сейчас. Основная идея будущего, - не только пресловутый технический прогресс, не только расширение материальной базы, но и духовное совершенство. Алиса из 2084 года знает "всего 8 языков", а по эпизоду, не вошедшему в показ, выигрывает шахматную партию у гроссмейстера 1984-го. И это нормальное развития ученика 6 класса. То есть стремление к знаниям, к полезным знаниям, благородным занятиям, у людей, скажем так позитивных, - а с другой стороны, ужесточение людей негативных, - космические пираты и пр. Хотя и средства борьбы с преступниками через 100 лет гораздо эффективнее.
Сознание человека будущего, если мир пойдет не по нынешнему пути глобализма по-американски, а по пути созидания каждого национального общества, сознание должно идти по пути прогресса.
На этом пути очень большим заблуждением является то, когда говорят, что глобализация сопутствует прогрессу. Это верно лишь отчасти. Современная глобализация наоборот ведет человечество в бездну. Нельзя стереть государственные, национальные, религиозные и культурные границы, пока не развилась до высочайшего уровня каждая из национальных культур, каждое из государств. Лишь после осознания в каждом национально-самобытном сообществе можно говорить о таких вещах, как всеобщее разоружение, жизнь без войн и т.д. Но даже через 100 лет это будет невозможно, потому что требуется очень многое, чтобы побороть тех же "космических пиратов" (для примера уже). "Добро должно быть с кулаками", но должно побеждать.
Прошло уже 22 года с момента выхода фильма на экран. Мир изменился в техническом отношении, но на мой взгляд откатился назад в духовном плане. И главное доказательство этому, - нынешнее государство (как Россия. так и другие страны), уже не заинтересованы в создании таких воспитательных произведений, как ГиБ. Мир глобального капитала беспокоит только прибыль. И проще сформировать общественное мнение и конъюнктуру на дебилов, масс-культурное быдло, вместо того, чтобы создавать кропотливо то, что также кропотливо, медленно, но верно даст свои всходы. На это требуются только затраты, а сегоднешний глобальный мир требует только отдачи. И потому "новое поколение выбирает Пепси", потому "Телепузики", потому "Тату", и тысячи, даже в нынешних условиях, талантливых произведений пылятся на полках, не имеют выхода на экран.
Такоей "критический оптимизм", такой подход позволяет трезво констатировать современную ситуацию, но вместе с тем надеется на возрождение, - духовный ренессанс высоких ценностей, которые мы могли, и до сих пор можем видеть в концентрированном виде в ГиБ, и его главной героине Алисе Селезневой.
_________________ "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!"
Александр Невский
|