Доцент Крокрыс писал(а):
Интересная параллель между тем временем и нашим.
Грамотность населения падает – как при переходе от Римской Империи к Темным векам, когда не все монахи умели читать. Образование заменяется бесплатными зрелищами – телешоу и бесплатные концерты вместо гонок колесниц и гладиаторов.
Грамотность конечно резко упала, но вот бесплатные зрелища в то время как раз исчезли - с падением римской культуры, началом христианизации Европы и образованием варварских королевств. Варвары предпочитали пахать или заниматься "серьезной" войной (с грабежом и захватом территорий). Всякие пустые мероприятия (театр, спорт и гладиаторские бои) их, кажется, не очень привлекали.
Доцент Крокрыс писал(а):
Растет обособление индивида от общества – люди отгораживаются от него. Начинается с консьержек в домах, кончается закрытыми поселками, в перспективе – крепости.
Imho, как раз наоборот - в раннем средневековье частное резко сокращается, на первый план (на некоторое время) выходит общинное.
Доцент Крокрыс писал(а):
Обособление будет расти и дальше, пока частный сектор не поглотит все, а общественный сектор исчезнет.
Поживем - увидим.
Доцент Крокрыс писал(а):
Растет количество нищих. Если в средние века они путешествовали от селения к селению, то сейчас предпочитают оставаться в крупных городах, и мигрировать внутри него.
Тут соглашусь с Маякорским - это относительно.
Доцент Крокрыс писал(а):
И тогда, и теперь возникал религиозный фундаментализм, крестовые походы и религиозные войны.
А тут соглашусь с Ходаковым - всё это было присуще более поздним временам.
Доцент Крокрыс писал(а):
Люди сплачивались в свои религиозные общины и пытались принудить других веровать так, как веровали они
А когда этого не было (если воспринимать религию как одну из форм идеологии)? Только при первобытно-общинном строе.
Доцент Крокрыс писал(а):
Государственная власть в частных руках (то что мы имеем) – это и есть феодализм.
Феодализм - это в первую очередь форма владения собственностью, а не форма госустройства. Индивидуализация власти присуща разным политсистемам - от монархии до олигархии. А они существовали и до раннего средневековья и после.
Доцент Крокрыс писал(а):
В Темные века, как и теперь, не было общей мечты о том, как добиться лучшей жизни. В наши дни тоже нет никакой мечты. Что-то идет плохо, но никто не знает, что с этим делать.
Не буду оригинальным - всё-таки такая мечта была, в форме христианских представлений о будущем человечества. Была и ещё одна, политическая мечта - о всеобщей Империи, Новом Риме-Иерусалиме, где будут полные справедливость и порядок, где все будут на своих местах, начиная от Императора до рабов (правда где-то со времен Карла Великого).
Я бы предложил другие параллели между нашим временем и ранним средневековьем.
1) Смена производственно-экономических моделей (рабовладение - феодализм, капиталистический индустриализм - некая непонятная мне штука под названием постиндустриализм, в котором "чистые" промышленность и капитал якобы теряют определяющее влияние на жизнь общества)
2)Новые (духовные и политические) формы объединения людей (смена языческой Римской империи христианскими национальными государствами, наднациональное и надгосударственное чудо-юдо под названием глобализация+космополитический интернет+разбивка на "миры, политические лагеря, цивилизации, военно-политические блоки")
3)Повышеная мобильность людей как политический фактор (тогда в чистую и спокойную галло-римско-греческую Европу лезли всякие германцы, славяне и арабы, сейчас наблюдаются значительные перемещения выходцев из "третьего мира" в ту же Европу и в Новый свет)
4)Стремление предугадать, к чему приведёт нынешняя эпоха перемен, в том числе через анализ прошлого
Впрочем, сравнения в истории, imho, вещь скользкая.