Цитата:
Он просто живет музыкой, он не может по-другому.
Это и то, что выше правильно, ИМО.
Цитата:
Обывателю Моцарт не по душе.
Это и то, что ниже неправильно, ИМО. И вот почему.
Обывателю Моцарт очень даже по душе. Г.В. Свиридов писал по поводу "Моцарта и Сальери" Пушкина, что Пушкин гениально ввёл в сюжет слепого скрипача, играющего Моцарта, пусть убого, но с любовью, по слуху, из воздуха, а не с листа, без нот. Музыка Сальери прикована к бумаге, а у Моцарта ею буквально пропитано всё вокруг. В буржуйском фильме, повторяющем канву легенды об отравлении Моцарта, молодой священник, исповедывающий Сальери с восхищением подхватывает известную мелодию Моцарта. Дар вдохновенного мелодизма, способного достучаться и до простых людей (обывателей) и до самых возвышенных ценителей, каким является Сальери - вот что бесит Сальери согласно Пушкину и Свиридову. Сальери не завидует Гайдну, Глюку, т.е. другим великим талантам, он бы с радостью замкнулся в неком элитарном клубе с этими превосходящими его музыкантами, но Моцарт с его народным национальным гением, уходящим корнями не в алгебру полифонии строгого письма, а в пастушьи песни, рушит искуственные построения заезжего (итальянца) профессионала.
Вообще эта история Моцарта и Сальери в изложении Пушкина весьма многогранна. Начать с того, что Пушкина один из современников упрекнул, что тот по далеко не проверенным слухам повесил ярлык ужасного преступления на Сальери, которые хоть и обладал меньшим талантом (но всё же обладал, кстати!), но никак не заслуживает этого бездоказательно. Пушкина этот вопрос волновал, поэтому он сделал примечание к своей трагедии, где даёт историю слуха.
Серьёзные исследователи приходят к выводу, что Сальери Моцарта не травил. И вообще, многое из "гонений Моцарта" - выдумка последующей романтической эпохи, когда ажиотаж вокруг гения стал модным.
Сальери имел доход, положение в обществе, гораздо лучшие нежели у Моцарта. Скорее у последнего были основания для зависти, что какой-то там Сальери умеет меньше, а зарабатывает больше.
Когда вы говорите, что Моцарт ничего не сделал, звучит это опять таки странно. Были у него периоды, когда только совершенно дикая трудоспособность позволяла ему сводить концы с концами. Да и с раннего детства он очень много трудился.
Я смотрю на данную трагедию несколько иначе. Сальери безгранично любил музыку. Его дарование было именно в этой любви. Но когда человек что-то любит, он пытается это обезопасить, сохранить для себя, упрятать. Он захотел иметь это у себя, т.е. в себе, чтобы не зависеть ни от кого. Популярно выражаясь: впасть в состояние Горлума с его самодостаточным "моя прелесть". Сиять аки солнце, наслаждаться собственным светом, попутно взимая дань с человечества за свет. А Природа так устроена, что такого рода существа невозможны. Моцарт будучи ещё ребёнком, играл как-то концерт перед вельможами, и в комнату вошла кошка. Он тут же бросил клавесин и стал с ней играть, папа его пытался усадить обратно, но он сказал, что клавесин мол никуда не денется, а кошка уйдёт. Если бы гений испытывал то же, что его восхищённые поклонники, он бы умер от нервного истощения. А люди, которые так часто пытаются поймать себе чужое призвание, становятся через это несчастными, или вершат злодеяния из ошибочной зависти.