Коллега Пруль, при всём моём уважении к Ивану Антоновичу он не принял во внимание тот факт, что на пути к расширению семьи до пределов всего человечества стоят объективные законы кибернетики.
Если понимать его тезис просто в смысле коренного изменения отношений между людьми, то в любом случае мы придём к тому, что в человеческом обществе семья как его базовая ячейка сохранится. Чтобы человечество эффективно выполняло функцию накопления и удержания знаний для обеспечения, вместе с дружественными цивилизациями, управляемого гомеостаза Вселенной
, необходимы различия в тесноте информационных связей между людьми. Организационные структуры общества, в том числе семья, минимизируют издержки обработки информации (ergo, накопления знаний), а значит, в той или иной форме сохранятся. Просто из них окончательно выветрятся атавизмы отношений собственности на тела и души жён, мужей, детей.
Что же касается одинаковости мышления - в мире Ефремова невозможно представить себе человека, который ходил бы в церковь. Просто немыслимо. Тамошняя наука, по предположению, почему-то обладает большей доказательной силой, нежели наука, существующая в объективной реальности, и в состоянии не только эмпирически решить основополагающие вопросы мироздания, но и сделать это
способом, проверяемым для каждого (иначе остаётся место сомнениям в истинности научных положений среди тех, кто не имеет возможности перепроверить лично все научные факты до одного).
Мне такое предположение кажется слишком жёстким. Способность сомневаться, в том числе в тысячу раз проверенных и перепроверенных истинах, - главный двигатель науки. И если по каким-то причинам градус сомнения и научного бунтарства будет понижен до уровня, отсекающего раз и навсегда религиозные воззрения или другие отклонения от социально-культурного мэйнстрима, а отдельные Рены Бозы будут увлечённо гоняться за дамами на острове Забвения, не обрастая единомышленниками и союзниками, - наука едва ли сможет развиваться без перекосов.
Впрочем, это всё аргуметы сегодняшнего дня