Цитата:
Н. Светлов
Разумеется. Но онтология тут решительно ни при чём. Пускай будет другой Булычёв, другой Арсенов. Разве там своих талантов мало?
Нет, талантов там немало, но Булычев, Арсенов и фильм "Гостья из будущего" здесь не при чем... М.б. они (зарубежные таланты) и снимут, что-то даже и более талантливое, более понятное им в силу культурных различий (ну, или нам понятное: "Страсти Христовы" мне очень понравились, например)... Я говорю о вполне конкретном факте - фильме и сопутствующих людях. М.б. для академика Фоменко безразлично Тохтамыш или Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской, но для истории и жизни это небезразлично... Мне вполне достаточно одного Булычева и одного Арсенова - тут не о чем спорить...
Цитата:
Вернёмся для ясности к исходному тезису. В средневековой Италии творил Данте. Это не позволит нам бросить камень в средневековую Италию. А ещё в средневековой Италии казнили "ведьм", то есть (во многих случаях) просто умных и образованных женщин. Это позволит нам (обладателям определённых убеждений) бросить камень в средневековую Италию.
А чей это тезис?... Я очень рад за Данте и Италию... Кто хочет бросить камни - и в него бросит (и в Рафаэля), не только в ведьмосжигателей... Я жил не в средневековой Италии, а в СССР... Тема о любви, ведь так? В той стране было всякое, но это моя Родина, и я принимаю все, что на ней происходило, и светлое, и темное (хотя это не мешает понимать, где светлое, а где темное)... А к Италии (гипотетической, неважно, Франции и т.д.) я так относится не могу, при всей симпатии... Итальянцу же будет, скорее всего, ближе, его страна и история - это вполне нормально. Не выше, а ближе - зачем тут вертикальную иерархию выстраивать?... Опять же - не вижу предмета для спора...
Цитата:
Или вот ещё. В викторианской Англии, финансовом и идеологическом центре рождающегося и крепнущего империализма, жил и творил Льюис Кэрролл. А чудесный, выдающийся мультфильм по кэрролловскому сюжету был снят отгадайте где?
Ну и дальше что? Да, у нас сняли, а еще - даже англичане признали Ливанова лучшим Шерлоком Холмсом (это даже ближе, так как мультфильм и игровой фильм, пмсм, несколько разные вещи)... Это тоже факты... А если бы у нас этого мультфильма не сняли, то можно было бы долго (и бесплодно) рассуждать, могли бы или не могли бы... К чему же умножать мнимые реальности (гипотетические) без нужды (необходимости)?... Пусть снимут по Булычеву что-нибудь, с соответствующим эффектом на поколение (при всей симпатии, мультфильм про Алису Кэрролла такого впечатления в масштабах страны не оказал) или без оного - будет предмет для обсуждения...
Цитата:
На этом основании я предлагаю подумать над тем, что в контексте ГиБ даже подтекстом не следует проводить мысль о неких выдуманных преимуществах одной идеологии над другой или одной национальной культуры над другой.
Это к сожалению - подмена тезиса, уж извините... Речь шла не о преимуществах (или доминировании) культуры или идеологии, а о обусловленности этой самой культуры и ее произведений (культура от культа происходит, т.е. имеет в подкладке вещи религиозного характера) рядом моментов-особенностей (будь-то религиозный момент, исторический, а не исключено, что и генетический, географический да мало ли еще какой). И именно наш бэкграунд породил "ГиБ"... И в силу этого именно на нас, живших в той стране, он (фильм) произвел наибольшее впечатление (а на кого-то "Властелин колец" или там "Звездные войны", в силу другого бэкграунда)... Т.е. речь о большей близости нам этого фильма и соответственно нашей культуры, а не об иерархии, в которой мы якобы являемся обладателями высот, недоступных для всех других культур... Этот "юбер аллес" - из другой оперы...
Цитата:
Творцы - это люди. Рождаясь и вырастая в определённой социальной среде, они потому и творцы, что способны стать выше этой среды. Выше цивилизации. Ибо они - Сизифы человечества - отчаянно и безнадежно тянут её вверх.
Выше среды, но не абсолютно безотносительно к ней... Андрей Тарковский родился в СССР (не будучи ни коммунистом, ни апологетом оного), на российско-советской культурной почве... И по ряду моментов он - человек своего поколения, своей страны, что не мешает ему быть гением... У Бердяева есть хорошая мысль, что "вcякий гeний нaциoнaлeн, a нe интepнaциoнaлeн, и выpaжaeт вceчeлoвeчecкoe в нaциoнaльнoм"... Потому и внес Данте вклад в мировую сокровищницу, что он итальянец, а не общечеловек, космополит и прочее, а Достоевский - русский... В том-то и чудо, что он живет среди соотечественников, они могут его особо и не замечать, а потом - "и откуда сему сия?"...
Подводя итог, могу сказать, что и не думал спорить о возможности гениального в любой культуре... Если же ведем речь о "ГиБ", то так и в том виде, в каком могла, она и была сотворена в нашей стране... Кто может, пусть сделает лучше